Найти работу в Бурятии республике

Бурятия Республика  


09 февраля 2023  Соискателям, Новости трудоустройства

Карьерная лестница

РДВ-ОБЗОР:

Даже в СССР, где, казалось бы, социальный лифт поднимался и опускался по строго определенным государством правилам, очень важны были связи. Тогда без знакомств с нужными людьми было сложно приобрести дефицитные товары, получить определенные социальные блага и, конечно, подняться по карьерной лестнице. В настоящее же время все определяет рынок. 

Нацелились на карьерный рост? Нужно, чтобы ваши знания, навыки и опыт были востребованы у работодателей. Но и этого по-прежнему недостаточно. Можно быть прекрасным специалистом, но просидеть за одним столом лет двадцать пять, оглянуться и понять, что за это время тебе всего раз шесть индексировали зарплату… Как ни крути, все блага, которые мы получаем от жизни, фактически нам дают конкретные люди, уже обладающие ресурсами — деньгами и властью. Так что и наша карьера напрямую зависит от того, получится ли заинтересовать своей кандидатурой некого влиятельного человека настолько, чтобы он предпринял какие-то шаги для нашего продвижения или отдал необходимые распоряжения. 

В каких же условиях легче, а в каких сложнее проявить себя и занять желаемую должность? А когда это и вовсе невозможно сделать? Разбираемся…

«Он такой же, каким был я»

Проще всего развиваться в профессии, если на старте ваш непосредственный руководитель или собственник бизнеса увидит в вас некие черты, которые были свойственны и ему самому в начале трудового пути. Либо в настоящее время вы находитесь в тех же обстоятельствах, в каких прежде находился он. Подобное нельзя срежиссировать и сыграть специально — это случайное попадание. 

Например, ваш шеф в юном возрасте приехал в Москву из глубинки без гроша в кармане, но с большим запасом энтузиазма и улыбкой до ушей. А вы на собеседовании рассказали и продемонстрировали что-то подобное. И вот уже работодатель проецирует на вас свои воспоминания и ощущения того времени, ностальгирует, выбирает вас из потока соискателей, относится более внимательно, пододвигает ближе к себе, охотно предоставляет возможности для роста и так далее… Подсознательно руководитель опекает не вас, а свою фигуру, которую вы ему чем-то напомнили. В такой ситуации для работника важно не выходить далеко за рамки поощряемого начальником образа. Если окажется, что по личностным характеристикам или финансовому положению вы сильно отличаетесь от картинки, которую на вас проецируют, ничего хорошего не ждите. Расположение шефа можно мгновенно утратить. 

Пример из жизни. Одну женщину, занимающую руководящую должность, когда-то бросил любимый с маленьким ребенком на руках. И вот приходит к ней на собеседование кандидатка, у которой та жа проблема. Ее без лишних вопросов берут на работу, предоставляют лучшие условия, закрывают глаза на постоянные больничные новенькой по уходу за ребенком. Ровно до того момента, пока эта сотрудница не выходит замуж за обеспеченного мужчину и не начинает демонстрировать в коллективе атрибуты красивой жизни. Все, это больше не «несчастная девочка», а дама, раздражающая своим благополучием. Также внезапно, как взяли, ее увольняют. Потому что все мы люди, у всех эмоции, а справедливости никто не обещал. 

Вывод: если попали под начало шефа, который вдруг «стал вам родной матерью», важно вовремя заметить, что его так привлекло в вашем образе, помимо профессиональных качеств, разумеется. Заметить и не перечеркивать, а подчеркивать эти водные данные. 

Учитель, наставник

Те, кому повезло работать под контролем человека, любящего свое дело, стремящегося передать наработки молодому поколению и помогающего сотрудникам развивать их способности, знают, что это счастливый билет. Вам на практике покажут полезные вещи, о которых обычно не рассказывают в учебных заведениях. Вы сможете срисовать выигрышные модели поведения опытных коллег, а уже на их основе сформируете собственные эффективные алгоритмы действий. Даже если именно в связке с толковым наставником подняться по карьерной лестнице не получится, вместе вы заложите отличный фундамент, и в будущем это принесет свои плоды. Обычно чутких руководителей-учителей с благодарностью вспоминают всю жизнь. 

Начальник не любит работать

Люди халатно относятся к своим должностным обязанностям по разным причинам. Кто-то ударно трудился много лет, а потом стал большим боссом и потерял интерес к работе, заинтересовавшись чем-то иным. Некоторые по вине близких длительное время находятся в травмирующей обстановке (дома у них сущий ад), а это настолько разрушает, что сил нормально работать уже не остается. Встречаются и банально «пустые» граждане, не умеющие получать удовольствие от продуктивной деятельности. И остается только удивляться, как их вообще когда-то повысили в должности. Но это их проблемы, у вас же проблемы начнутся, если подобный персонаж станет вашим шефом. 

Во-первых, вы совершенно точно начнете работать «за себя и за того парня» и вам никто не будет за это благодарен. И зарплату не поднимут. Ведь человек, не считающий нужным вкладываться, и благодарности никакой не испытывает по определению: окружающих он не уважает, чужих вложений не замечает, ему все мало. Во-вторых, карьеру с таким руководителем вы не сделаете никогда. Наоборот, вас и ваших коллег всегда будут обесценивать, а кроме того, начнут отнимать у вас время потоком деструктивных слов и эмоций — портить вам настроение. Ибо такой начальник не функционировать приходит, а отсиживать часы, а тут перед глазами подчиненные, вынужденные его терпеть, зря что ли сидят. За пределами офиса от неприятных типов все разбегаются, зато в родной конторе можно оттянуться с удовольствием. В общем, один из худших вариантов. 

Продвигают только своих 

В некоторых организациях на руководящие должности назначают не за профессиональные достижения и наличие лидерских качеств, а по принципу «друг, сват, брат» — только своих. Чаще в малом и среднем бизнесе. Собственнику компании обычно спокойнее и уютнее в окружении близко знакомых людей, возможно, не особенно одаренных, но зато и не раздражающих. Безусловно, это его право. Но если видите, что расклад в фирме именно такой, либо перестаньте думать о карьере и просто получайте зарплату, либо ищите другое место. 

Из письма читательницы Юлии: «В нашем регионе, если ты не чей-то родственник или протеже, сесть в руководящее кресло невозможно».

К сожалению, и такое бывает. Клановость — отдельная проблема общества и в обозримом будущем она не исчезнет. 

Крупный бизнес

У мастодонтов процессы протекают поживее, да и текучка большая — никакого болота, каждый день как на вулкане, расширяются, осваивают новые направления, открывают филиалы, набирают персонал. Доставать и регулярно травмировать именно вас ни у кого нет ни времени, ни желания — некогда, объемы. У большинства начальников еще по два начальника. Есть четкие правила за какие заслуги назначать работников на освободившиеся должности. Решения принимают, опираясь на эти правила. В таких условиях карьеру сделать несложно, достаточно хорошо выполнять свою работу, быть доброжелательным и рано или поздно вас отметят. 

Конечно, все ситуации, в которых можно оказаться на работе, в одной статье не перечислишь. Мы лишь штрихами обрисовали самые распространенные. Главное, научитесь видеть следующее: на что именно нацелен ваш руководитель, заинтересован ли он сам в работе, в хорошей команде, каких качеств у него больше положительных или отрицательных, как относится лично к вам. И, исходя из этих составляющих, уже делайте выводы.

Текст: Карина Мурадян

Фото: Freepik.com